Пожарная безопасность - вопрос личной ответственности руководителя. Стоит ли рисковать?

3 апреля 2019

О новом направлении консалтинговых услуг – проведении аудита пожарной безопасности– мы попросили рассказать генерального директора Независимого экспертного центра «Сфера безопасности» Степанцеву Наталью Ивановну.

Как показал опыт работы независимых экспертов-аудитов вопросов пожарной безопасности, довольно часто руководители предприятий - люди, которые, казалось бы, в первую очередь должны быть заинтересованы в проведении аудита пожарной безопасности, относятся к нему либо совершенно безразлично, либо отрицательно. Возникает законный вопрос: «Чем вызвана такая реакция к аудиту пожарной безопасности?». Ответ, как обычно, лежит на поверхности. 

Это, в первую очередь, элементарное незнание возможностей и необходимости его проведения. 

Наталья Ивановна, общеизвестно, что за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность. Скажите, на что рассчитывают некоторые руководители предприятий в канун проведения проверки ГосПожНадзора, если учесть тот факт, что лишь у 10% проверяемых объектов пожарная безопасность соответствует утвержденным нормам?

Степанцева Н.И.: Наша беда в том, что, ожидая перемен и изменений, мы зачастую оказываемся к ним не готовы… Так на момент вступления в силу 1 мая 2009 года Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Регламент) действовало более 2 тысяч различных нормативных документов, содержащих свыше 150 тысяч требований в области пожарной безопасности. Давно устаревшие документы были сдерживающим фактором на пути внедрения современных технологий, другие дублировали друг друга, а то и вовсе вступали в противоречие. Как тут не случаться путанице! В связи с этим и была начата работа по созданию простого и понятного Технического Регламента, учитывающего веяния времени. Однако после его принятия не все кинулись его изучать и применять на практике. Вот и получается, что, ожидая перемен к лучшему, некоторые руководители продолжают мыслить устаревшими категориями. Довольно часто встречается такая позиция – «договориться» с инспектором ГПН.

Но ведь это, мягко говоря, глупо – ответственность за пожарную безопасность только одна - персональная, которую руководитель никак не может разделить с инспектором пожарного надзора. Так зачем же платить инспектору, если он не разделяет с вами вашу ответственность? 

Степанцева Н.И.: Точно подмечено! Все изменилось в мае 2009 года, когда у собственника появилось много возможностей: право выбора вариантов пожарной защиты своего объекта и множественный выбор оценок соответствия объекта. 144 статья Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вот уже почти пять лет работает для тех и на тех собственников, которые его изучили. Жаль, что многие в это не верят. Или просто не хотят знать? Более трех лет суть Регламента наши специалисты пытаются донести собственникам, руководителям объектов: мы постоянно проводим практические семинары, консультации, в которых объясняем, как изменилась ситуация в целом, как нужно жить и работать в новых условиях. Тем более, что введение в действие Технического регламента направлено на исключение из практики применения отживших, избыточных и дублирующих противопожарных требований; его положения приведены в соответствие с имеющимися научно-техническими знаниями в области обеспечения пожарной безопасности. Пользуясь случаем скажу, что Независимый экспертный центр «Сфера безопасности» в течение 2010 -2013 гг. еженедельно по средам с 14 до 16.00 проводит консультации (безвозмездно) по вопросам применения ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Освещаются проблемы введения других форм надзорной деятельности, аудита предписания; дается объективная оценка требований пожарного надзора, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных во время проверки ГПН, а также способы оптимизации затрат на пожарную безопасность объекта.

А какие права появились у собственников объектов с внедрением Технического Регламента? Как ими можно распоряжаться?

Степанцева Н.И.: Вся ответственность за состояние пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья людей, а также материальных ценностей, за соблюдение требований пожарной безопасности, напомню, персонифицирована и возложена на собственников объектов.

Помимо права выбрать наиболее подходящие формы пожарной защиты, собственники предприятий по своему усмотрению могут выбрать и форму оценки соответствия объектов установленным требованиям пожарной безопасности, ст.6 и 144 ФЗ 123 .

Степанцева Н.И..: Да, теперь вы можете выбрать: воспользоваться ли услугами государственного инспектора пожарного надзора или пригласить аудиторскую компанию. Федеральный закон предлагает вполне рыночный механизм, аналогичный финансовому аудиту. Само предприятие вызывает аудитора, получает полную и объективную картину безопасности и устраняет недостатки. При исполнении рекомендаций аудиторской компании и получения от нее заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности, объект освобождается от контроля надзорных органов сроком на три года до следующего аудита или момента отказа от него. Это и есть право выбора – другая форма надзора, только без штрафов.

А в чем преимущество аудита независимой экспертной организации перед ГПН? 

Степанцева Н.И.: Во-первых, независимая экспертная организация несет общую с собственником объекта ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности в случае возникновения нештатной ситуации. Во-вторых, аудит пожарной безопасности объектов защиты и принятие мер по его результатам позволяет заказчику, как минимум, сэкономить значительные денежные средства. Поэтому призываю изучить Федеральный закон, который работает во благо собственника.

Собственники объектов, руководители предприятий и другие заинтересованные лица, все, кому предстоят проверки государственного пожарного надзора, а особенно те, которые уже подверглись проверке, могут записаться на консультацию к независимым экспертам НЭЦ «Сфера безопасности».

Возможно, вы считаете, что действия инспектора ГосПожНадзора в ходе проверки были неправомерны… Как устранять нарушения в том случае, если выписан штраф и помещения опечатаны? Как можно обжаловать действия работников ГПН? Каким нормативным документом установлена обязательность исполнения предписания государственного пожарного надзора? Сколько ситуаций – столько вопросов. У экспертов вы получаете исчерпывающие ответы на волнующие вас вопросы.

А есть ли какие-то внешние открытые источники, в которых можно почерпнуть подробную информацию о действиях собственников в случае проведения проверки инспектором ГПН?

Степанцева Н.И.: Конечно, есть! Это – не секретная информация. В первую очередь, все-таки надо тщательно изучить новый Технический Регламент. Но, более эффективный способ подготовиться к проверке, это посетить семинар «Подготовка к проверке надзорных органов МЧС России. Условия соответствия требованиям пожарной безопасности» . Это мой авторский семинар, где я рассказываю о «хитросплетениях» всех проверок пожарного надзора. Там слушатели получают полный перечень вопросов проверки и практический материал, который им помогает не только провести самостоятельно анализ состояния собственных систем пожарной безопасности, но и с легкостью подготовиться по всем вопросам противопожарного режима (Правила противопожарного режима в РФ от 25.04.2012 г.)

Наталья Ивановна, но давайте предположим, что, изучив все внешние источники информации, все-таки что-то осталось неясным. А плановая проверка ГПН уже не за горами. Как быть?

Степанцева Н.И.: Проведите Экспресс-аудит с независимыми экспертами. Почему именно этот вариант? Эксперты заранее укажут на недостатки, которые нужно устранить перед проверкой, причем с учетом последних изменений в нормативных документах по ПБ. Согласитесь, что получить объективное заключение от экспертов и к нему план мероприятий по устранению недостатков, куда приятнее, чем получить предписание и сразу штрафные санкции от инспектора ГПН.

А каков алгоритм проведения аудита пожарной безопасности?

Степанцева Н.И.: Пожарный аудит включает в себя несколько этапов. Первое – это консультация по телефону и выезд специалиста на объект с целью осмотра объекта и определения объёма работ. Далее мы проводим анализ нормативно-правовых актов по пожарной безопасности, устанавливающих требования пожарной безопасности в отношении обследуемого объекта и документов по ранее проведённым проверкам и обследованиям пожарной безопасности объекта (акты, протоколы, предписания). После этого идет пожарно-техническое обследование объекта. После проведенной работы мы делаем расчет пожарного риска, готовим и оформляем письменное заключение о состоянии пожарной безопасности объекта. Заключение направляем в Территориальный отдел МЧС, и снимаем объект с учета пожарного надзора. Все в соответствии со статьей 31 Приказа МЧС России от 28.06.2012 г. № 375.

Какую информацию содержит в себе это заключение?

Степанцева Н.И.: Заключение, представляемое заказчику, это результат проведения независимой оценки пожарного риска, выводы о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в соответствии со статьей 6 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а в случае невыполнения - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Итак, получить первичную консультацию по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений гражданского и промышленного назначения можно обратившись по телефонам: +7 (495) 775-31-58, +7 (965) 235-61-99 
Контактное лицо : Аристов Андрей Сергеевич 
deklarat01@yandex.ru

Более подробно о новом направлении услуг в области пожарной безопасности можно узнать на практических семинарах, которые проводятся ежемесячно по адресу: г. Москва, ул. Ботаническая, д.41. 

    Заявка на участие

    Программа семинара